сайт учителя технологии
Лавриненко Нины Владимировны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая система

учителя технологии  МАОУ СОШ№9  Белоглинского района

Лавриненко Нины Владимировны

 

Притча о лоскутном шитье.

Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.

В нашей семье есть лоскутное одеяло, всеми любимое. Сшить хорошее одеяло своими руками – работа сложная, кропотливая. Но привлекательно в ней то, что в итоге можно получить уникальную вещь.

Поэтому я сравниваю свою работу с лоскутным одеялом. Также как и процесс изготовления такого изделия, вся моя педагогическая деятельность отнимает немало времени, но дает для меня, как учителя технологии, большие возможности для творческого самовыражения. И это требует от меня трудолюбия, мастерства, терпения, художественного вкуса.

Цель моей методической системы – создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для развития творческого потенциала личности школьников, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем применения современных методов обучения на уроках технологии.

Один из самых ярких лоскутов в «одеяле» моей методической системы– это урочная деятельность.

На своих уроках я реализую развитие творческих способностей учащихся, опираясь на принципы, заложенные в ФГОС:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

В процессе преподавания предмета решаю задачи, продиктованные Федеральным стандартом:

  • привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства,
  • формирование политехнических знаний и экологической культуры,
  • развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,
  • обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения,
  • воспитание трудолюбия и культуры труда,
  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы.

Урочная система является ведущей формой обучения. К своим урокам я предъявляю все основные требования по ФГОС:

  • в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
  • учитель-организатор, а не информатор;
  • обязательная рефлексия учащегося на уроке;
  • включение в содержание урока упражнений творческого характера;
  • урок должен быть добрым.

Свои уроки выстраиваю по следующей структуре:

  • организационный этап;
  • проверка домашнего задания; актуализация знаний;
  • целеполагание, мотивация учебной деятельности;
  • первичное усвоение,
  • проверка,
  • закрепление знаний;
  • применение полученных в ходе занятия знаний на практике;
  • контроль и самоконтроль знаний и способов действий;
  • коррекция знаний и способов действий;
  • инструктаж по домашнему заданию;
  • рефлексия;

Я использую стандартные и нестандартные уроки: интегрированные, комбинированные, метапредметные.

Нетрадиционные уроки разрабатываю и провожу, начиная с 5 класса.

Это урок –игра, н-р, «Кулинарный поединок», урок-соревнование, урок -экскурсия, урок-мастерская, н-р, «Удивительное рукоделие», урок творчества, урок-практикум, урок-лаборатория, урок-викторина, урок-путешествие.

В старших классах это урок - дидактическая игра, урок-«Интеллектуальное шоу», экономическая игра, урок-конференция, н-р, «Производство и окружающая среда».

Нетрадиционные формы обучения помимо воспитательной функции имеют и метапредметную направленность :

  • повышают интерес к предмету;
  • формируют навыки по ведению домашнего хозяйства,
  • развивают технологическое мышление.

Различные формы обучения предполагают различные формы организации учебной деятельности учащихся. Я использую следующие:

- фронтальную;

- индивидуальную;

- групповую;

- коллективную формы.

На своих занятиях я работаю над развитием коммуникативных, познавательных , регулятивных и личностных УУД.

Исходя из этого, выбираю соответствующие методы обучения. Это, конечно, традиционные:

  • методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе;
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;
  • методы контроля и самоконтроля .

А также методы, необходимые для реализации ФГОС:

  • методы и приемы интерактивного обучения
  • методы и приемы активного обучения

Методы и приемы активного обучения способствуют активизации мышления в течение всего учебного процесса, самостоятельности в выработке и поиске решений поставленных задач и мотивированности к обучению:

  • презентации
  • кейс-метод
  • дидактические игры

Методы и приемы интерактивного обучения учат самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации, учат работать в команде, формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты:

  • мозговой штурм,
  • кластеры, пазлы,
  • круглый стол,
  • деловые игры,
  • аквариум,
  • метод проектов,

Немного подробней о некоторых методах. Кейс-метод актуален тем, что он объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Это анализ конкретной ситуации.

Вначале каждая ученица изучает самостоятельно задания кейса. Затем учащиеся делятся на две группы. После обсуждения спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса.

Для реализации этого метода использую два варианта:

  • Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной мной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.
  • Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Кейс-метод применяю при изучении тем Кулинарии, Оформления интерьера, Домашней экономики.

Например, в 5 классе учащимся может быть предложено следующее кейс-задание, в рамках изучения раздела «Кулинария»: сформулировать основные правила мытья посуды; определить, к чему может привести антисанитария на кухне; понять, как материал посуды влияет на качество продуктов и др. В результате совместного обсуждения, спора, формулирования своего мнения и доказательств учащиеся должны прийти к единому решению проблемы.

Другой пример: Кейс-задание по просмотру мультфильма «Маша и медведь» о варке каши.

Вопросы кейса:

  • Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.
  • А почему так произошло у Маши?
  • Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять варенье при приготовлении каши?
  • Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?
  • Составьте свой план приготовления каши.
  • Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я кашу!»?

Уроки с применением метода кластера дают девочкам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Иногда применяю этот метод на этапе актуализации знаний.

Например, даю задание, охарактеризовать кашу с помощью прилагательных. Как она, на ваш вкус? Ответы: сладкая, молочная, вкусная, густая, жидкая, липкая, невкусная, противная.

Также применяю метод кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

Постепенно, в ходе урока, изучая тему, в схему добавляются новые данные. Выделяем их другим цветом.

Например, изучая тему «Сервировка стола к завтраку», учащиеся высказывают все предположения и ассоциации на эту тему: скатерть, столовая посуда, столовые приборы, украшение стола, этикет за столом и т.д. . В ходе ознакомления с материалом схема дополняется новыми фактами. Я или ученицы дописывают их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Несомненно, самый активно применяемый метод на моих уроках это метод практической работы, поскольку 70 % программного материала по технологии составляют практические занятия. Я использую как небольшие упражнения различного характера, графические работы, творческие задачи, так и лабораторные работы, практические работы по выполнению технологических узлов, изготовлению швейных изделий, приготовлению блюд. Этот метод требует от учащихся организованности, внимательности, технологического мышления, развития способностей работать с технической документацией, поскольку все практические работы выполняются по технологическим и инструкционным картам.

Выбор методов обучения базируется на используемых мною образовательных технологиях:

  • технология проблемного обучения;
  • технология изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • проектная;
  • технология игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • здоровьесберегающая ;
  • коллективная система обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Каждая технология достойна нашего внимания. Но я хочу остановиться на некоторых из них.

    • Проблемное обучение на уроке технологии предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Я стараюсь на каждом уроке создавать проблемную ситуацию, которая начинается с проблемного вопроса. Например, при изучении машиноведения задаю ученицам проблемный вопрос: «Что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу?». Применив поисково- исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки.

При изучении конструирования ставлю проблемную ситуацию: «Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать из любой ткани?»

При раскладке и раскрое изделий начинаю урок с проблемной ситуации: «Что может произойти, если платье раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?» и т.д.

    • Технология игровых методов на моих уроках имеет частое применение.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся я использую игры, которые требу­ют от учащихся обобщения, анализа исходных данных. Приведу примеры ряда таких заданий, связанных с основами конструирования и моде­лирования одежды:

Отгадай термин.

Дорисуй, дочерти.

Правильно расставь слова.

Кто лучше нарисует.

Кто больше?

Что напоминает?

Технологическая мозаика.

Для формирования знаний, для их проверки интересны дидактиче­ские игры.

Например, «Пазлы». Чертеж или эскиз швейного изделия из картона я разрезаю на части, перемешиваю, прошу учениц собрать. Если школьница не знает, как выглядит чер­теж, справиться с таким заданием ей будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным.

Мною используется игра «Лото» при изучении многих тем и разделов курса. В клетках которой указываются различные понятия, термины, обозначе­ния мерок и т.д., а на маленьких карточках - их расшифровка, название, определение.

Также в своей урочной деятельности использую и другой дидактический материал.

Н-р, задачи-триады (три пары элементов в таблице. Сначала учащиеся должны по­нять, что в нижних 2-х графах приведены расшифровки обозначений, деталей, мерок и т.д. Затем, поняв закономерность, они дают ответ на вопрос в 3-ей графе.

Приведу несколько разнотипных примеров: задачи «Условные обозначения», «Мерки», «Линии чертежа», «Детали фартука».

Особой и оригинальной формой мне представляется лоскуток моего «одеяла» под название «Проектная деятельность». Она осуществляется как на уроках , так и во внеурочное время. И, конечно, в этой деятельности активно применяю проектную технологию.

На этапе выбора темы проектирования я использую метод мозговой атаки:

Для помощи детям в разработке конструкции (композиции) проектного изделия применяю метод дизайн-анализа

Именно в проектной деятельности я использую технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ). При этом использую следующие методы:

- метод контрольных вопросов;

- метод фокальных объектов;

- метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

- метод морфологического анализа (для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов).

Учащиеся при проектировании не только изготавливают изделие, но и выполняют поиск информации по теме, разрабатывают техническую документацию, рассчитывают себестоимость и цену своего изделия и рекламируют его. Итогом выполнения проекта является его защита. Образцами наших творческих проектов являются различные работы детей, которые они выполняют, используя как урочное и внеурочное время, так самостоятельную работу дома.

Для достижения цели моей методической системы важную роль играет лоскуток «Внеурочная деятельность». Я веду студию «Театр Моды». Мы с ученицами занимаемся разработкой различных тематических коллекций. Представляем свои работы на школьных и районных мероприятиях. Также я руковожу кружками «Рукодельницы», «Формула рукоделия». Здесь школьницы занимаются художественной обработкой материалов.

Со старшими классами разрабатываем социальные проекты. Например, в этом году проекты по оформлению школьного интерьера к Новому Году и по созданию военных экспозиций и инсталляций в школе при проведении районного оборонно-массового и военно-патриотического месячника.

В школе ежегодно проводится неделя технологии. Она является, заранее продуманной и подготовленной системой мероприятий. Её проведение – давняя традиция в школе, цель которой развивать творческие способности.

Еще один важный лоскуток говорит о моих результатах.

Результатом успешности реализации моей методической системы становятся показатели внутренней и внешней экспертизы. Повышается уровень качества знаний, наблюдается 100 %-ная обучаемость учеников, растёт число побед в олимпиадах и творческих конкурсах по предмету. Мои ученики становятся победителями и призёрами как на муниципальном этапе, так и на краевом и всероссийском.

Добиваюсь успехов, являясь классным руководителем в 6 В классе.

Являюсь членом жюри предметных олимпиад, руководителем школьного методического объединения, наставником победителей и призёров олимпиад и творческих конкурсов. Я использую все возможности для повышения своего педагогического мастерства и пополнения методических знаний через:

- повышение квалификации,

- самообразование,

- участие в работе методических объединений.

Свои методические материалы публикую на личном сайте и профессиональных сайтах педагогической направленности.

Итак, лоскутки слились в единое целое. Возможно, я еще не до конца "сшила" свое лоскутное одеяло, и оно еще будет пополняться новыми "лоскутками". Я его "шью" для  для того, чтобы дать кусочек своего тепла ученикам. Надеюсь, моего лоскутного полотна хватит на всех.

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Краснодарского края
  • Сайт управления образования Белоглинский район
  • Сайт МАОУ СОШ №9

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz