Игровые ситуации на уроках технологии
Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных. Это, своего рода, игровые ситуации, повышающие у школьниц интерес к изучаемому материалу, развивающие память, внимание, наблюдательность, сообразительность, точность, координацию движений, пространственные движения и т.д. Приведу примеры ряда таких заданий, связанных с основами конструирования и моделирования одежды.
Отгадай термин. Учитель (ученица) пальцем по воздуху медленно пишет слова по изучаемой теме, например,:
чертеж, эскиз, обхват, длина и т.д.
Отгадав термин, предлагается дать ему определение, характеристику, где применяется, каким бывает и т.д.
Дорисуй, дочерти. Учитель проводит на доске определенные линии (рис.1), ученицы в своих рабочих тетрадях или на доске дополняют рисунки, чертежи (от руки или с использованием линейки, треугольника)(рис. 1-3).
Правильно расставь слова.
Учитель пишет на доске (или раздает карточки) несколько предложений по теме, в которых произвольно переставлены слова. Учащиеся вписывают их в рабочую тетрадь в нужном порядке. Например:
Фигуры с мерки правой снимают стороны
(Мерки снимают с правой стороны фигуры).
Для служат исходными мерки построения данными чертежа (Исходными данными для построения чертежа служат мерки).
Бедер рассчитывают юбки обхвату ширину по
(Ширину юбки рассчитывают по обхвату бедер).
Изменения с процесс моделью моделирование - выкройки выбранной чертежа в соответствии это
(Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью).
Без сантиметра.
Учитель предлагает учащимся проверить, умеют ли они определять размеры (длина, ширина) без линейки, сантиметровой ленты. На белом листе (не тетрадном в клетку) выполнить:
Задание 1.
- отложить отрезок длиной 3 см;
- разделить его пополам;
- от середины этого отрезка провести линию вниз длиной 5см.
Задание 2.
- построить прямой угол отрезками длиной по 10 см;
- разделить угол пополам биссектрисой.
Задание 3.
- построить прямоугольник длиной 3 см, шириной 1см, заштриховать его половину и т.д.
Кто лучше нарисует.
Учитель предлагает учащимся с закрытыми глазами нарисовать какую-либо модель одежды или чертеж швейного изделия.
Кто больше?
Класс делится на две команды (можно по рядам кабинета). Каждая команда должна называть по очереди предметы фурнитуры или виды отделки швейных изделий.
Что напоминает?
Учащимся предлагаются рисунки, по которым необходимо определить, какие силуэты одежды они напоминают (рис.4).
Технологическая мозаика.
Это небольшие задания, также способствующие развитию у школьниц внимания, умения проводить обобщения, аналогии, находить причинные связи. Вот несколько примеров.
Из перечисленных слов исключите одно лишнее слово и объясните причину:
платье, сарафан, юбка, жакет, блуза
(Ответ: юбка – поясное изделие).
Из перечисленных слов исключите то, которое не относится к графическому изображению изделия:
эскиз, технический рисунок, спецификация, чертеж
(Ответ: спецификация).
Из приведенных названий тканей выбрать не являющуюся хлопчатобумажной:
поплин, сатин, твид, фланель, ситец (Ответ: твид).
Из приведенных названий мерок выбрать мерку, измеряемую вертикально:
Ст, Шп, Сш, Дст, Сб.
|